Расписка при продаже квартиры, образец - fortstroi.com.ua
Информация о недвижимости - comintour.net
Чем штукатурят газобетон, смотрим на странице http://stroidom-shop.ru

ЮРИЙ   МЯКИШЕВ

По жизни у меня было несколько учителей, которые помогли сформировать моё мировосприятие, миропонимание. Одним из них был Александр Сергеевич Чернобровцев.

В поисках смыслов жизни, не удовлетворившись экономикой, ведением дневника, стихами, я попробовал рисовать. Заводской художник-оформитель Николай Овчинников, посмотрев мои рисунки, посоветовал ходить в изостудию, где преподавал  Чернобровцев А. С.

При первой встрече Александр Сергеевич удивился моему решению начать рисовать в возрасте 37 лет. Покачал головой, расспросил, чем занимаюсь, подумал и, будучи добрым и внимательным к людям, не решился отказать. Сказал: «Поздновато уже начинать, но попробуй, походи, потом посмотрим…»

Состав учеников изостудии оказался «пёстрым»: молодёжь, готовившаяся поступать в художественные ВУЗы; художники-оформители с предприятий, желавшие повысить уровень мастерства; художники-любители, не являвшиеся профессионалами, но уже участвовавшие в городских, региональных и даже всесоюзных выставках художников-любителей.

Обучение в студии велось бесплатно, преподавателю же производилась  небольшая оплата из городского  бюджета или бюджета предприятий, в частности,  дворца культуры авиационного завода. После начала перестройки 1991 года, в оплате преподавателю отказали, а затем отказали и в помещении.

Студийцы договорились с одной из школ выделить класс для занятий, куда перевезли всё имущество студии. Взамен студийцы обещали вести занятия с учениками школы по изобразительному творчеству на бесплатной основе, устраивать лекции и выставки своих работ.

Александр Сергеевич продолжал вести занятия в  студии много лет бесплатно, пока какая-то городская комиссия со словами: «Хорошо устроились!» — не выдворила студию из школы.

Изостудия  А.С. Чернобровцева  просуществовала более 50 лет. Его ученики писали ему благодарственные письма из  Австралии,  Америки, европейских стран.

Многие ученики поступили в высшие художественные ВУЗы. Другие, посещавшие студию не один год, занимавшиеся самоподготовкой  ( изучение анатомии, живопись на пленэре и др.) получали,  фактически, профессиональное образование и работали впоследствии профессиональными художниками  или становились просто  любителями  живописи.

Будучи  великим  тружеником,  (он отдыхал  как  отпускник  всего один  раз:    «Выдержал  безделье  всего лишь  неделю» — сказал он однажды),  Александр Сергеевич требовал этого и от своих учеников.

Обладая философским складом ума, он много читал, хорошо знал историю России, доходчиво умел наставлять и убеждать. В общении всегда был прост и открыт.

При обучении рисунку и живописи он использовал методику объяснения ошибок учеников, методы исправления ошибок, а также наглядного внесения поправок в рисунок и живопись. Он умел подмечать сильные стороны ученика в рисунке, подбадривал, если в живописи ученик нарушал общепринятые каноны, но эти нарушения были творчески убедительными.

« Вот, кажется не тот цвет взял в тени, а ведь он всё держит, всё в тоне, продолжай!» — восклицал он, поощряя того или иного ученика к творчеству.

Вот некоторые советы, которыми он наставлял учеников, полезные как в изобразительном творчестве, таки вообще в жизни:

-научись смотреть на конкретное, частное, мелкое через общее, целое; и хотя это касается рисунка, графики, живописи – эти законы применимы и к общественной жизни в целом;

-рисуя, ползи взглядом, как муха , по лицу, по телу;

-разбери локоны на гипсовой голове, сосредоточься, напрягись, собери волю, рисуй дисциплинированнее;

-когда пишешь красками, гляди глазами коровы;

-гляди шире,

— для яркого этюда попробуй взять ограниченную палитру;

-многие великие литераторы и художники не имели специального образования:  Л.Толстой, А. Чехов, Ван-гог и другие. Художник должен быть личностью, только ему присуще видение мира;

-я не могу делать плохо то, что умею делать хорошо;

-пиши, мажь красками смелее, иногда в живописи надо похулиганить, чтобыпонять4

-у одних лучше получается рисунок линией, у других тоном, попробуй то и другое, выбери, так и рисуй;

Упражнения по рисунку:

-систематические наброски с натуры;

-наброски с натуры, потом по памяти;

-рисунки вертикалей, горизонталей, углов;

-рисунки характерных движений, линий.

В изостудии, как и в учебных заведениях, рисовали с гипсов, обнажённую натуру, натюрморты, портреты; натюрморты углём, карандашом красками. Не однажды позировал и сам Александр Сергеевич.

***

Учил  учитель рисования:

Смотрите  вдаль, чтоб  близь  понять,

Учитесь мыслить  расстоянием,

Чтоб тайну  формы  разгадать.

Не  верьте  форме – глаз  наивен,

Смотрите  как  бы  сквозь  неё,

Смотреть  не в точку, как  бы  мимо,

Ей отмеряя бытие.

При первом  взгляде не спешите,

Пытайтесь  трепет  свой  унять,

И мишуры   блеск не  ищите,

Старайтесь  общее  обнять.

Да, эти  истины  бесспорны,

Не только для  художника  верны,

Но  всё-таки они минорны

И будем пред собой честны.

Порой  мы  лучше видим сердцем,

А  сердце,  ведь, не проведёшь,

Оно  чутью  откроет  дверцу –

Твори! И  истину  найдёшь!

***

Портрет  Сергеича  рисуя,

Я задумался: ну  что ж,

От природы не уйдёшь,

Это  так,  но только  всё ж,

На  кого-то  он  похож.

Борода   Хемингуэя,

Брови, как  у  казака,

Лоб – толстовский,

Нос  и  шея  простолюдина-мужика.

На  кого  же  он похож?

И  решил  я  вскоре:   всё ж,

От природы  не  уйдёшь,

И скажу, его  любя –

Сам  похож  он  на себя.

И  теперь, увидев  где-то

Знаменитые  портреты,

Говорю  себе: « Ну  что ж, —

На  Сергеича   похож!»

Когда однажды  в день рождения Александра  Сергеевича было озвучено  это стихотворение, он хорошо  и  добро улыбался. Славный  это  был человек.

Кроме  главного таланта, — художника, — он  обладал  талантом  создавать из учащихся-студийцев  коллектив,  товарищество.  Нередко проводились творческие диспуты, устраивались  выставки,  читали  стихи,  пели песни.

Однажды, например,  решили  сообща  написать  красками  копию  картины Сурикова  « Боярыня Морозова». Склеили  полотно из  картона длиною три  метра. Александр Сергеевич  углём  прорисовал контуры  основных  персонажей,  затем студийцы  одновременно  по  несколько человек, сменяя  друг друга, по  углевому наброску  работали  красками. Через месяц  картина была готова. Александр  Сергеевич обобщил  и  подправил детали.

Сообща  студийцы  написали сценарий и тексты. Затем  некоторые  лики  в картине  вырезали  и в  день  спектакля  их   заменили  говорящие  живые  лицедеи.  Успех  был  памятный.

Таким  мы помним  творца  Александра  Сергеевича: талантливого,  знаменитого,  титулованного  и  в  то  же  время  простого,  богатого духовно  и  бескорыстного  житейски,  принципиального,  сильного  в  главном  и  мягкого,  сговорчивого в мелочах,  патриота,  презирающего  приспособленцев,  учителя  и  друга.

Каждый  из  его учеников может сказать  про  него так:

Когда

Среди  звёздной  метели

Бессонной  ночи

Или  случайного  затишья

Бешеного  потока  дня

Вспоминал  я

Лица  друзей  моих и недругов

Чаще  всего

Вспоминал  я  тебя

Потому  что  любил

За  то  что  ты  более  других  мужчина

Бескорыстный  и  сильный

И потому ещё

Что   встречаясь  с тобой

Я всегда

Находил  в  тебе  точку опоры.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *